Московский государственный педагогический университет

Научно-образовательный Центр

"Психология искусства

в образовательной среде"

тел. (968) 984-97-04

Для будущих родителей

ПОЗИТИВНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО

Современное Родительство является многогранным феноменом, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического, биографического и пр. происхождения… Модель Родительства формируется задолго до личностного созревания и вступления в родительские роли: от рождения малыш впитывает модель родительского поведения, затем социокультурный и этнический факторы вносят свои коррективы. И в момент интенсивного становления функций Родительства (беременность и рождение 1ого ребенка) происходит актуализация модели в зависимости от психологических особенностей личности и представлений о Родительстве.

Современная семья, особенно городская, претерпевает огромнейшие изменения. В последние два десятилетия происходит ослабление воспитательного потенциала семьи, в связи с разрушением традиционного уклада, преобразованием межпоколенных родственных связей, сменой ролевого поведения мужчин и женщин в семье… Из общества практически исчез феномен многодетной семьи, которая, на наш взгляд, является основой «Традиционного Института Родительства». Все это отражается на характере детско-родительского общения, в котором стремительно нарастает дефицит позитивных, эмоциональных связей.

Становление детско-родительских отношений происходит у «истока пути», в начальном периоде родительства (период беременности) и в период «внутриутробного детства», т.к. именно в этот момент происходит формирование привязанности между родителем и ребенком, закладывается ее фундамент, формируются самые крепкие эмоциональные связи между родителями и ребенком.
«Традиционный Институт Родительства» - это особая система знаний, которая передавалась из поколения в поколение. Это синтез социокультурных, социально-психологических и психофизиологических (медицинских) взглядов на беременность и раннее детство, формирующих единый неразрывный процесс вынашивания, рождения и «выпестовывания» ребенка.

Изучение культурно-антропологических и социально-психологических аспектов деторождения позволяет выделить ведущий вектор формирования привязанности в триаде «Мать-Ребенок-Отец» - материнский и детский фольклор, в котором сконцентрирована Традиционная Культура. И музыка, – как интонационное поле культурной реальности, – является отражением отношения к детству в различные исторические эпохи, а также средством формирования сознания общества и пропедевтикой будущего, т.к. специфической особенностью музыки как вида искусства является способность формирования человеческой личности. Таким образом, обращение к музыкальной антропологии дает импульс для возрождения традиций и культуры семьи, культуры воспитания, развития качества и понимания родительских ролей супружеской пары.

Курс «Позитивное Родительство» рассматривает:

  • Исторические этапы становления Родительства
  • Этнографический цикл семейной обрядовости
  • Символику Материнства и Детства
  • Структуру интонационно-символического сопровождения ребенка (пестушки, потешки, сказки…)
  • Интонационный характер и образы колыбельных
  • Основы перинатальной психологии
  • Психологию и психофизиологию беременности
  • Уход за новорожденными в традиционных культурах
  • Особенности детей раннего возраста
  • Пропедевтику осложнений детско-родительских отношений